Информация

МЧС России

Информационные материалы при угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации, скачать (.pdf)

Независимая оценка пожарного риска (НОР)

Пожарный аудит – это независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

НОР (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) пожарно–техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.

 

Порядок оформления заключения о независимой оценке пожарного риска.

В заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;

в) реквизиты собственника;

г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;

д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» – «в» пункта 4 настоящих правил;

ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения – рекомендации о принятии мер для приведения величины расчетов по оценке пожарного риска к требуемым Техническим регламентом о пожарной безопасности.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

 

Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:

а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

 

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

 

Следует отметить, что оценка пожарного риска – это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:

 

Определение расчетных величин пожарного риска, которое обеспечивается исходя из:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций (табличные данные);

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты, автоматического пожаротушения и т.д.).

 

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

а) наименование использованной методики;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

 

Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России:

– для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и сооружений – Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года № 749);

– для производственных и складских зданий и сооружений – Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

 

Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.

Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года № 375 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.

В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 года № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390.

В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.

В настоящий момент времени законодательством не предусмотрена ответственность лиц, проводивших независимую оценку пожарного риска, а ответственность за выявленные нарушения требований пожарной безопасности ложится на собственника объекта, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

 

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)

В целях снижения количества проверок малого и среднего бизнеса, а также в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проводится работа по внедрению и развитию современных форм и методов работы об оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности и как следствие развития института независимой оценки пожарного риска (далее НОР), как одного из способов подтверждения соответствия объекта защиты, требованиям пожарной безопасности.

Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности проводится в форме НОР (аудит пожарной безопасности) на основании ст. 144 Федерального закона № 123–ФЗ. НОР – это комплекс мероприятий, направленный на оценку соответствия объекта нормам и требованиям по пожарной безопасности.

НОР проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее – собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее – экспертная организация). Экспертная организация не может проводить НОР в отношении объекта защиты:

а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

 

Процесс НОР включает в себя:

1. анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

2. проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, установленным требованиям;

3. проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно–плановых документов по предупреждению пожаров;

4. анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в области пожарной безопасности;

5. проверку наличия средств пожаротушения.

Расчет пожарного риска – расчетный метод оценки соответствия противопожарного состояния объекта.

 

Порядок проведения пожарного аудита.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», НОР включает следующее:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) пожарно–техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом № 123–ФЗ, – расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

 

Результаты проведения НОР оформляются в виде заключения. Заключение подписывается должностными лицами, утверждается руководителем и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (ГПН).

Если в ходе проведения НОР выдано заключение о соответствии объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, то проверка состояния объекта защиты органами ГПН не проводится в период действия указанного заключения о НОР, т.е. объект снимается с контроля ГПН на 3 (три) года.

В соответствии с п.31 приказа МЧС РФ от 28 июня 2012 г. № 375 орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.

В настоящее время на 38 объектах Ярославской области имеются «положительные» заключения по НОР. На территории Ярославской области добровольную аккредитацию для проведения НОР имеет организация: Ярославский филиал «Фонд пожарной безопасности».